СРАВНЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА НАВЫКАМ БАЗОВОЙ РЕАНИМАЦИИ СТУДЕНТАМИ-МЕДИКАМИ И ПРАКТИКУЮЩИМИ ВРАЧАМИ
DOI:
Аннотация
Введение. Обучение населения навыкам базовой реанимации - важная задача здравоохранения. Для проведения тренингов перспективным представляется привлечение в качестве инструкторов студентов-медиков, прошедших предварительную подготовку. Однако эффективность подобных тренингов в сравнении с традиционным преподаванием реанимации изучена недостаточно. Материал и методы. 202 добровольца - студенты медицинского вуза 1-6-го курсов - были рандомизированы на две группы: в группе «Преподаватели» (n = 100) инструкторами выступали 3 практикующих врача, в группе «Студенты» (n = 102) - 4 студента 3-го курса. Предварительно подготовленные инструкторы по стандартизированной методике проводили обучение алгоритму действий при внебольничной остановке кровообращения (базовая сердечно-легочная реанимация (СЛР) с автоматической наружной дефибрилляцией). Для определения результативности тренинга использовали метод объективной структурированной оценки практических навыков, подсчитывали показатель времени от начала демонстрации навыков до начала компрессий и начала вентиляции. Дополнительно оценивали исходный уровень знаний, до и после тренинга определяли субъективное отношение к реанимации (страх перед реанимацией и мотивацию к её проведению). Исследование было слепым. Результаты. Исходный уровень знаний о реанимации был низким. После проведения тренинга в обеих группах наблюдалось достоверное снижение страха перед проведением реанимации и увеличение вероятности её выполнения в реальных условиях (p < 0,05). Уровень владения навыками базовой СЛР в группе обучения инструкторами-непрофессионалами и в группе обучения инструкторами-специалистами в целом был сходным (p > 0,05). Вместе с тем, участники из группы «Студенты» начинали непрямой массаж сердца и вентиляцию лёгких, соответственно, на 5 и 6 секунд раньше (p < 0,01). Обучение под руководством инструкторов-специалистов обеспечивало более выраженный прирост мотивации к проведению реанимации у лиц с исходно низкой мотивацией (p < 0,05). Выводы. Обучение базовой реанимации, проводимое студентами-медиками, по эффективности не уступает обучению специалистами и составляет перспективный способ реализации концепции массового обучения населения навыкам сердечно-лёгочной реанимации.
Для цитирования:
For citation:
Обратные ссылки
- Обратные ссылки не определены

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 3.0 License.
ISSN: (Print)
ISSN: (Online)