Страница статьи

ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ


DOI:

Полный текст:


Аннотация

Введение. В настоящее время важное практическое значение приобретают вопросы физического развития (ФР) детей, проживающих в различных социально-экологических условиях. Немногочисленность научных работ о ФР сельских школьников определяет необходимость методического обеспечения мониторинга ФР указанной когорты. Цель исследования - провести сравнительную оценку показателей физического развития городских и сельских школьников Иркутской области. Материал и методы. Обследовано 6850 школьников 7-17 лет, проживающих в промышленных центрах и сельских районах Иркутской области. Исследованы тотальные размеры тела: длина и масса тела, окружность грудной клетки. Результаты. Городские школьники вне зависимости от пола отличаются от сельских сверстников большими среднегрупповыми параметрами длины тела (p = 0,000) и меньшими величинами окружности грудной клетки (р=0,002). Масса тела у городских и сельских мальчиков имела близкие значения, за исключением возрастных групп 9 (p = 0,000), 12 (p = 0,000) и 16 лет (p = 0,005). Сельские школьницы опережают городских ровесниц по массе тела (p = 0,016). Городские мальчики в 14-17 лет отличаются от девочек более высоким ростом и массой тела, в 7-17 лет - большей окружностью грудной клетки (за исключением 10-, 11- и 14-летних). Выявлены некоторые отличия от общих закономерностей, свойственных данному периоду онтогенеза: у сельских школьников установлено три перекрёста ростовых кривых. Обсуждение. Материалы исследования свидетельствуют о том, что процессы формирования тотальных размеров тела у сельских и городских школьников отличаются. Оценка корреляционных соотношений параметров длины тела с другими тотальными размерами показала, что у школьников в различные возрастные периоды проявляются признаки десинхронизации процессов физического развития. Заключение. Полученные результаты являются обоснованием для разработки отдельных стандартов для оценки физического развития сельских школьников.


Для цитирования:

For citation:

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 3.0 License.

ISSN: (Print)
ISSN: (Online)