Страница статьи

КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПРОМЫШЛЕННОГО ГОРОДА


DOI:

Полный текст:


Аннотация

Введение. Целью исследования являлся комплексный анализ состояния окружающей среды промышленно развитого города Воронежа для обоснования мероприятий по охране окружающей среды и профилактике заболеваемости населения. Матерал и методы. В исследовании использованы материалы регионального информационного фонда социально-гигиенического мониторинга, осуществляющегося на базе Федерального государственного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Воронежской области» по разделу «Окружающая среда» за последние 5 лет. Применены методы комплексной оценки техногенной нагрузки на окружающую среду и методы оценки риска для здоровья населения, обусловленного воздействием факторов среды обитания. Результаты. Установлено, что антропогенная нагрузка на окружающую среду значительно выше на территориях с преимущественным негативным влиянием промышленного сектора (КН = 13,29) и автотранспортных потоков (КН = 14,65) по отношению к относительно благополучной территории (КН = 7,97). Из числа анализируемых факторов на основе комплексной гигиенической оценки определён ведущий вклад аэротехногенного фактора в формирование уровня техногенной нагрузки на городской территории (58,1-58,5%). Оценка риска для здоровья населения показала приоритетность неблагоприятного воздействия на горожан загрязнения атмосферного воздуха и автотранспортного шума. По степени канцерогенной опасности наиболее неблагополучная ситуация отмечается в промышленном районе вблизи самолётостроительного завода и предприятия по производству синтетического каучука, где отмечены высокие уровни суммарного индивидуального канцерогенного риска (хром+6, сажа, акролеин, формальдегид), составляющие более 1 ∙ 10-4, но менее 1 ∙ 10-3, что классифицируется как опасный риск. Неприемлемый уровень неканцерогенного риска (HQ > 1) на промышленной территории превышен по 4 из 14 контролируемых веществ: акролеин, диоксид азота, меди оксид, хром+6. При оценке однонаправленного воздействия веществ установлено, что неприемлемый уровень неканцерогенного риска (HI > 1) характерен для развития патологий органов дыхания, сердечно-сосудистой системы, кроветворной системы (кровь) и эндокринной системы. Риск нарушения здоровья городского населения при существующих уровнях шума от автомобильного транспорта превышает приемлемые величины. Наиболее высокие показатели риска для здоровья от воздействия транспортного шума характерны для заболеваний сердечно-сосудистой системы. По мере увеличения возраста (вероятной продолжительности времени воздействия) от 10 до 35 лет уровень риска оценивается как средний (величины риска составляют от 0,051 до 0,342 единиц), от 40 до 45 лет - как высокий (от 0,352 до 0,591), от 50 до 70 лет - как экстремальный (от 0,607 до 1). Заключение. Выявленные проблемы необходимо решать в контексте общего развития города.


Для цитирования:

For citation:

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 3.0 License.

ISSN: (Print)
ISSN: (Online)