Страница статьи

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ САМОЛЁТОСТРОЕНИЯ


DOI:

Полный текст:


Аннотация

Введение. По выражению Ф.Ф. Эрисмана «Цель гигиены - <…> найти средства для смягчения действия всех неблагоприятных для организма человека условий со стороны природы и общества». Качество и направление путей развития гигиенической науки тесно связано с итогом поиска этих средств, которые, в свою очередь, являются практическим результатом реализации информационных и эффективных современных методологий. В прошлом столетии при изучении влияния факторов окружающей среды на здоровье человека исследования были направлены на установление величины предельно-допустимого воздействия. Затем вплоть до настоящего времени преобладающим стал подход, заключающийся в оценке степени риска здоровью человека. Впервые термин «профессиональный риск» озвучен в 1959 году в Рекомендациях Международной организации труда. Отечественные учёные, учитывая собственный опыт и положения концепции СОТ, ВОЗ сформулировали принципы и аксиомы медицины труда и промышленной экологии в отношении потенциальных вредностей и опасностей для человека и их количественные меры-риски. В области за последние 10 лет в среднем регистрируется от 22 до 60 профессиональных заболеваний в год (0,8 на 10 тыс. населения). Заболевание органа слуха (нейросенсорная тугоухость) в общей структуре заболеваний занимает до 45,8%, причём профессиональное заболевание регистрируется при воздействии эквивалентных уровней звука и в пределах ПДУ при превышении его в основном на 4-5 дБА. В условиях современного производства сборщики корпусов металлических судов машиностроительного предприятия подвергаются воздействию комплекса вредных и опасных факторов рабочей среды. Технологический процесс по сборке летательных аппаратов сопровождается высокой степенью напряжённости вследствие ответственности работника за выполненный результат. Механизация и автоматизация сборочных и клепальных работ низкая, высокий процент (до 50%) составляет ручной кропотливый труд. Причём при выполнении основных технологических операций рабочий должен принимать вынужденные позы (лёжа, на корточках) и нефизиологические изгибы тела. Сборка самолётов сопровождается также воздействием на работающих повышенных уровней непостоянного шума, локальной и общей технологической вибрации. На авиастроительных предприятиях трудятся десятки тысяч работников, условия труда которых в большинстве случаев не соответствуют санитарно-гигиеническим требованиям. Материал и методы. В работе проведена оценка риска факторов производственной среды сборщиков летательных аппаратов с применением инструментальных методов исследования, выполнена физиологическая оценка уровней тяжести и напряжённости с целью определения основных направлений профилактики. Результаты. Установлен приоритетный неблагоприятный фактор воздействия (физический) на работающих в виде шума и вибрации. Вибрация воспринимается всеми тканями организма, но в основном нервной и костной системой. Именно костная система служит хорошим проводником и резонатором вибрации. Наиболее чувствительными к воздействию вибрации являются нервные окончания и прежде всего рецепторы кожного покрова дистальных отделов рук. На вибрационное раздражение активно реагирует вестибулярный аппарат. Кроме того, вибрации больших частот могут оказывать на слуховой аппарат действие, близкое к действию шума. Обсуждение. Результаты исследований свидетельствуют о высоком риске формирования профессиональной патологии в результате комплексного воздействия физических факторов и тяжести трудового процесса. Заключение. Исследования показали необходимость внедрения рациональных режимов труда и системы лечебно-профилактических мероприятий.


Для цитирования:

For citation:

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 3.0 License.

ISSN: (Print)
ISSN: (Online)