Страница статьи

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА


DOI:

Полный текст:


Аннотация

Введение. В данной статье рассматривается роль гигиенических и психофизиологических особенностей формирования здоровья студентов медицинского вуза, связанных с условиями обучения. Материал и методы. Для исследования взят контингент из 300 студентов, обучающихся на первом, третьем и пятом курсах лечебного факультета. Оценивались условия проживания, социальное и семейное положение, режим питания, физическая активность, наличие вредных привычек, хронических и наследственных заболеваний. Исследовано влияние на здоровье студентов таких факторов, как умственные нагрузки, адаптация к учебной деятельности, уровень тревожности, условия обучения. Сбор материалов осуществлён на одном и том же контингенте студентов. Нами оценивались условия проживания, социальное и семейное положение, режим питания, физическая активность, наличие вредных привычек, хронических и наследственных заболеваний. Проведена гигиеническая оценка показателей микроклимата учебных помещений (температуры, относительной влажности и ионизации воздуха) в холодный и теплый периоды года. При анкетном опросе студентов были получены и изучены субъективные оценки своего здоровья студентов. Оценка уровня ситуативной тревожности (тест Спилберга - Ханина) проводилась в начале и конце семестра. Результаты. Результаты выполненных исследований показали несоответствие гигиеническим нормам параметров микроклимата в учебных аудиториях в холодное и тёплое время года. Установлено наличие сильной прямой связи между температурой воздуха в аудитории и снижением работоспособности у студентов (r = 0,71, р < 0,05). При анализе учебного расписания выявлены нарушения на всех курсах. Показана взаимосвязь между недельной учебной нагрузкой и низкой оценкой работоспособности студентов (коэффициент парной корреляции r = 0,63, p < 0,05). Анализ ситуативной тревожности обучающихся показал свои особенности в психоэмоциональной сфере у студентов на разных курсах, обнаружено наличие статистически значимой корреляционной связи между тревожностью и учебной нагрузкой студентов (r = 0,66, p < 0,05). Результаты проведённого анкетного исследования свидетельствуют о влиянии на оценку здоровья студентов условий повседневной жизни, привычек и стереотипов поведения, режима питания, двигательной активности. Обсуждение. Гигиеническая оценка факторов учебной среды и учебно-образовательного процесса с помощью объективных характеристик показывает, что современная организация учебного процесса несовершенна, а комплексное воздействие неблагоприятных условий учебной среды и учебной деятельности является факторами риска увеличения уровня их заболеваемости и ухудшения адаптационных возможностей организма студентов. К факторам неблагоприятного влияния учебной среды на здоровье студентов относятся параметры микроклимата учебных помещений, степень интенсивности и характер влияния которых возрастает вследствие различных отступлений от установленных гигиенических нормативов. Важным моментом рациональной организации учебно-образовательного процесса студентов является равномерное распределение времени по дням недели и в течение всего семестра. Анализ расписания учебных занятий студентов всех исследуемых курсов показал ряд нарушений, которые были допущены при его составлении, что может способствовать развитию усталости, утомления. Эффективность учебной деятельности студентов в определённой степени зависит и от их психического состояния. Самый высокий уровень тревожности установлен среди студентов первого курса, что говорит о недостаточной эмоциональной приспособленности к новым социальным условиям. Заключение. Для оптимизации факторов учебной среды и учебно-образовательного процесса в вузе и снижения их влияния на состояние здоровья студентов необходим комплексный подход, включающий общепрофилактические, информационно-аналитические и медико-профилактические мероприятия с учётом территориальных особенностей среды обитания.


Для цитирования:

For citation:

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 3.0 License.

ISSN: (Print)
ISSN: (Online)