Гигиена и санитария №2 2009

Е. И. Шубочкина1, С. С. Молчанова2, Е. М. Ибрагимова3, А. В. Куликова4
НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ГУ НЦЗД РАМН, Москва
1Зав. лабораторией гигиены профессионального обучения, труда и профессиональной ориентации НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ГУ НЦЗД РАМН, д.м.н. (т. 917-46-39), e-mail: adlabhyg@yandex.ru), 2ведущ. н. с. лаборатории гигиены профессионального обучения, труда и профессиональной ориентации НИИ ГиОЗДиП ГУ НЦЗД РАМН, к.б.н. (т. 917-46-39), 3н. с. лаборатории гигиены профессионального обучения, труда и профессиональной ориентации НИИ ГиОЗДиП ГУ НЦЗД РАМН (т. 917-46-39, e-mail: genevran@gmail.com), 4ст. н. с. лаборатории гигиены профессионального обучения, труда и профессиональной ориентации НИИ ГиОЗДиП ГУ НЦЗД РАМН, к.м.н. (т. 917-46-39, e-mail: svetan6@yandex.ru)

Гигиенические и медико-социальные проблемы подготовки учащихся в профессиональных колледжах

Изучены особенности адаптации неоднородного контингента учащихся (выпускники обычных классов и классов компенсирующего обучения, выпускники вспомогательных школ) к условиям профессионального обучения разного уровня подготовки при освоении строительных профессий. Показана высокая физиологическая стоимость процесса обучения, связанная с объемом и характером учебно-производственной нагрузки. Дана сравнительная оценка функциональных возможностей разных контингентов учащихся на основе единого интегрального показателя умственной работоспособности, что создает более объективную возможность для гигиенического обоснования объема учебной нагрузки. Доказана необходимость коррекции суммарной учебной нагрузки при всех формах подготовки с учетом 5-дневной учебной недели, возраста обучающихся и их возможностей. Установлена необходимость совершенствования работы по охране здоровья учащихся с учетом существенных различий в уровне здоровья выпускников разных видов образовательных учреждений, наличия противопоказаний к освоению профессии, высокой распространенности социальных и поведенческих факторов риска, влияния учебных и производственных факторов.

Ключевые слова:  адаптация, учащиеся профессиональных колледжей, учебная нагрузка, факторы риска

ЛИТЕРАТУРА
1. Ахметжанов Э. Р. Психологические тесты. — М., 1995.
2. Бирюкова Е. Г. // Материалы Всероссийской науч.-практ. конф. с международным участием "Актуальные вопросы психогигиены и охраны психического здоровья детей и подростков". — М., 2007. — С. 49—50.
3. Давыдок А. М., Крюкова А. А., Гаращеня Н. И. // Материалы Международного конгресса "Здоровье, обучение, воспитание детей и молодежи в XXI веке". — М., 2004. — Ч. 1. — С. 311—312.
4. Днепров Э. Д. // Вопр. сов. педиат. — 2006. — Т. 5, № 5. — Прил. 1. — С. 5—13.
5. Дьякович М. П., Гуськова Т. М. // Материалы II Всероссийского конгресса "Профессия и здоровье". — М., 2004. — С. 29—30.
6. Измерова Н. И., Чикин В. В., Моргунов В. Н. и др. // Материалы IV Всероссийского конгресса "Профессия и здоровье". — М., 2005. — С. 228—229.
7. Куинджи Н. Н. // Материалы I конгресса Российского общества школьной и университетской медицины и здоровья. — М., 2008. — С. 86—87.
8. Кучма В. Р. // Материалы II Всероссийского конгресса "Профессия и здоровье". — М., 2004. — С. 43—44.
9. Нормативы физического развития, показатели психомоторных и когнитивных функций, умственной работоспособности, школьной адаптации и вегетативной лабильности, деятельности сердечно-сосудистой системы подростков 17—18 лет: Пособие для врачей. — М., 2005.
10. Рапопорт И. К. // Материалы Международного конгресса "Здоровье, обучение, воспитание детей и молодежи в XXI веке". — М., 2004. — Ч. 3. — С. 44—46.
11. Смирнов И. П. Профессиональное образование. // Столица. — 2007. — № 3. — С. 21—22.
12. Сухарева Л. М., Рапопорт И. К., Павлович К. Э. // Материалы II Всероссийского конгресса "Профессия и здоровье". — М., 2004. — С. 95—96.
13. Унифицированная методика гигиенического изучения организации условий и режима учебных занятий с использованием компьютеров / Под ред. Г. Н. Сердюковской. — М., 1987.
14. Харковенко Н. М., Мухин В. В., Шелех Г. П. и др. // Материалы Всероссийской науч.-практ. конф. с международным участием "Профессиональное гигиеническое обучение. Формирование здорового образа жизни детей, подростков и молодежи". — М., 2006. — С. 119—120.
15. Шубочкина Е. И., Молчанова С. С., Куликова А. В. // Материалы X Всероссийского съезда гиг. и сан. врачей. — М., 2007. — Кн. 1. — С. 755—758.