Гигиена и санитария №2 2009

П. И. Храмцов1, А. Н. Строкина2, Е. Н. Сотникова3, И. И. Бутарева4, В. В. Молдованов5
1НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ГУ НЦЗД РАМН, 2НИИ и музей антропологии МГУ, 3Центр образования № 1998 "Лукоморье", Москва; 4ФГУЗ Центр гигиены и эпидемиологии в г. Москве
1Зав. лаборатории новых технологий в гигиене детей и подростков НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ГУ НЦЗД РАМН, д.м.н. (т. 916-12-85; e-mail: pikhr@rambler.ru), 2зав. лаборатории инженерной психологии НИИ антропологии, музей МГУ, д. психолог. н. (т. 681-90-66), 3зам. директора по научной работе Центра образования "Школа здоровья Лукоморье" № 1998 (т. 341-21-10), 4мл. н. с. лаборатории инженерной психологии НИИ антропологии и музей МГУ, (т. 681-90-66), 5зав. отделом гигиены детей и подростков ФГУЗ по г. Москва (т. 687-18-09)

Особенности физического развития современных детей в оценке функциональных размеров ученической мебели

Провели массовые антропометрические обследования 923 детей 1—4-х классов и определили значения 5 показателей для 2-й, 3-й и 4-й ростовых групп, используемых для обоснования функциональных размеров ученической мебели: высоты плечевого ската над сиденьем, высоты локтя над сиденьем, высоты подколенной ямки над полом, расстояния от спинки стула до подколенной ямки и наибольшей ширины таза. Выявили различия значений антропометрических показателей у современных младших школьников и их сверстников начала 70-х годов XX века. Для современных детей характерно изменение пропорций тела (уменьшение длины туловища и увеличение длины голени и бедра), что необходимо учитывать при оптимизации рабочего места учащихся. Выдвинули предложение об использовании в качестве критерия соответствия антропометрических показателей функциональным размерам ученической мебели высоты подколенной ямки вместо длины тела, используемой в настоящее время.

Ключевые слова:  антропометрические обследования детей, функциональные размеры ученической мебели

ЛИТЕРАТУРА
1. Баранов А. А., Кучма В. Р., Скоблина Н. А. Физическое развитие детей и подростков на рубеже тысячелетий. — М., 2008.
2. Михайлова Л. В. Гигиеническое нормирование функциональных размеров школьной мебели: Дис. ... д-ра мед. наук. — М., 1974.
3. Строкина А. Н., Храмцов П. И., Бутарева И. И. и др. // Здоровье, обучение, воспитание детей и молодежи в XXI веке. — М., 2004. — Ч. 3. — С. 176—177.
4. Храмцов П. И., Молдованов В. В., Сотникова Е. Н. // Здоровье, обучение, воспитание детей и молодежи в XXI веке. — М., 2004. — Ч. 3. — С. 281—282.
5. Ямпольская Ю. А., Година Е. З. // Рос. педиатр. журн. — 2005. — № 2. — С. 30—39.
6. Milanese S., Grimmer K. // Ergonomics. — 2004. — Vol. 47, N 4. — P. 416—426.
7. Molenbroek J. F., Kroon-Ramaekers Y. M., Snijders C. J. // Ergonomics. — 2003. — Vol. 46, N 7. — P. 681—694.
8. Panagiotopoulou G., Christoulas K., Papanckolaou A., Mandroukas K. // Appl. Ergon. — 2004. — Vol. 35, N 2. — P. 121—128.