Гигиена и санитария №2 2009

Л. М. Текшева1, А. Я. Дадонова2, Е. В. Элькснина3
НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ГУ Научный центр здоровья детей РАМН, Москва
1Зав. отделом гигиенического нормирования и экспертизы НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ГУ НЦЗД РАМН, к.б.н. (т. 916-12-85), 2ст. н. с. отдела гигиенического нормирования и экспертизы НИИ ГиОЗДиП ГУ НЦЗД РАМН, к.х.н., (т. 916-12-85), 3н. с. отдела гигиенического нормирования и экспертизы НИИ ГиОЗДиП ГУ НЦЗД РАМН (т. 916-12-85)

Особенности гигиенической оценки издательской продукции

В статье приведены результаты исследований взаимосвязи шрифтового и художественного оформления современных изданий для детей и подростков и их удобочитаемости. На основании полученных данных была расширена номенклатура основных гигиенически значимых параметров и приемов шрифтового оформления текстов в изданиях. Разработаны критерии гигиенической классификации книжных, журнальных и учебных изданий. Обоснован количественный показатель — коэффициент потенциальной опасности конкретного учебного издания для зрительной системы учащихся.

Ключевые слова:  гигиеническая оценка, издательская продукция, критерии гигиенической классификации печатных изданий

ЛИТЕРАТУРА
1. Андреева Е. А., Ганузин В. М., Балабина В. В., Прохоренко Т. К. // Здоровье, обучение, воспитание детей и молодежи в XXI веке: Материалы Международного конгресса (Москва, 12—14 мая 2004 г.). — М., 2004. — Ч. 1. — С. 63—65.
2. Положение о порядке санитарно-эпидемиологической экспертизы издательской продукции. Утверждено заместителем Главного государственного санитарного врача РФ 15.01.2004 г. — М., 2004.
3. Попова Н. М. // Гигиенические проблемы детской книги и чтения: Сборник науч. трудов. — М., 1977. — С. 27—53.
4. Санитарные правила и нормы. СанПиН 2.4.7.960—00. Гигиенические требования к изданиям книжным и журнальным для детей и подростков. — М., 2001.
5. Санитарные правила и нормы СанПиН 2.4.7.1166—02. Гигиенические требования к изданиям учебным для общего и начального профессионального образования. — М., 2002.
6. Текшева Л. М. // Гиг. и сан. — 2001. — № 2. — С. 56—58.
7. Текшева Л. М., Дадонова А. Я. // Современная учебная книга. Московский государственный университет печати. — М., 2004. — С. 181—188.
8. Walker S. The Songs the Letters Sing: Typography and Children’s Reading. — National Center for Language and Literacy. — 2005.