Гигиена и санитария №2 2009

И. В. Звездина1, Н. С. Жигарева2, А. Д. Деев3
НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ГУ НЦЗД РАМН, ГНИЦ профилактической медицины Минздравсоцразвития РФ, Москва
1Ведущ. н. с. лаборатории изучения и прогнозирования состояния здоровья, факторов риска НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ГУ НЦЗД РАМН, к.м.н. (т. 917-49-56); 2н. с. лаборатории изучения и прогнозирования состояния здоровья, факторов риска НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ГУ НЦЗД РАМН, к.м.н. (т. 917-46-39, e-mail: n_zhig@mail.ru); 3руководитель лаборатории ГНИЦ профилактической медицины, к. ф.-м. н. (т. 621-44-07)

Значение поведенческих факторов риска в формировании отклонений в состоянии здоровья младших школьников

По данным комплексных медицинских обследований 406 младших школьников 4 общеобразовательных школ Москвы в динамике обучения, результатам изучения распространенности неблагоприятных факторов, обусловленных образом жизни, и их влияния на функциональное состояние организма, вегетативный гомеостаз, адаптивные возможности школьников установлены поведенческие факторы риска отклонений в состоянии здоровья в младшем школьном возрасте. Применение методов многомерного анализа (137 переменных) позволило установить приоритетность и степень риска поведенческих факторов в формировании функциональных отклонений у детей за период обучения в начальной школе: рост числа отклонений сердечно-сосудистой системы в 3,5 раза, глаза и его придаточного аппарата в 3,5 раза, костно-мышечной системы в 4,2 раза, нервной системы в 4,8 раза.

Ключевые слова:  поведенческие факторы риска, отклонения в состоянии здоровья младших школьников

ЛИТЕРАТУРА
1. Журавлева И. В. Здоровье подростков: социологический анализ. — М., — 2002.
2. Звездина И. В., Шубочкина Е. И., Молчанова С. С. // Медико-биологические и психосоциальные проблемы подросткового возраста / Под ред. В. Р. Кучмы, Л. М. Сухаревой. — М., 2004. — С. 96—114.
3. Звездина И. В., Кучма В. Р. // Информац. бюл. "Здоровье населения и среда обитания". — 2005. — № 1 (142). — С.1—5.
4. Лисицын Ю. П. Теория медицины на стыке веков – XX и XXI. — М., 1998.
5. Оганов Р. Г., Масленникова Г. Я. // Укрепление здоровья и профилактика неинфекционных заболеваний в России и Канаде. Опыт и рекомендации / Под ред. И. С. Глазунова, S. Stachenko. — 2006. — С. 3—16.
6. Соловьева И. М. // Укрепление здоровья и профилактика неинфекционных заболеваний в России и Канаде. Опыт и рекомендации / Под ред. И. С. Глазунова, S. Stachenko. — 2006. — С. 74—82.
7. Токарев С. А., Буганов А. А. // Вопр. соврем. педиат. — 2007. – Т. 6, № 1. — С. 15—17.
8. Ямпольская Ю. А. // Проблемы современной антропологии. — М., 2004. — С. 170—183.
9. Сurrie С. Young People’s Health in Context. Health Behaviour School-aged Сhildren (HBSС) study international report from the 2001/2002 survey Сopenhagen WHO Regional Office for Europe 2004 Health policy for children and adolescents, N 4; http:/www.euro.who.int./eprise/main/who /informationsources/publications/catalogue/20040518_1.
10. Twisk J. W., Kemper H. C., van Mechelen W. et al. // Am. J. Epidemiol. — 1997. — Vol. 145. — P. 888—898.
11. The World Health Report 2002 — Reducing Risks, Promoting Healthy Life. Geneva: World Health Organization, 2002 (http//www.who.int/whr/2002/en, по состоянию на 21 августа 2006 г.).
12. WHO. Health and Development Through Physical Activity and Sport. — Geneva: World Health Organization, 2004. — P. 1.