Гигиена и санитария №2 2009

М. И. Степанова1, З. И. Сазанюк2, Б. З. Воронова3, И. Э. Александрова4, Н. О. Березина5, Е. Д. Лапонова6,
И. П. Лашнева7, М. А. Поленова8, А. С. Седова9, Т. В. Шумкова10
НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ГУ НЦЗД РАМН, Москва
1Зав. лабораторией гигиены обучения и воспитания НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ГУ НЦЗД РАМН, д.м.н. (т. 917-10-60), 2ведущ. н. с. лаборатории, к.м.н. (т. 917-10-60), 3ведущ. н. с. лаборатории, к.м.н. (т. 917-17-34), 4ст. н. с. лаборатории, к.м.н. (т. 917-10-60), 5ст. н. с. лаборатории, к.м.н. (т. 917-10-60), 6ст. н.. с. лаборатории, к.м.н. (т. 917-10-60), 7к.м.н. ст. н. с. лаборатории, к.м.н. (т. 917-10-60), 8ст. н. с. лаборатории, к.м.н. (т. 917-10-60), 9ст. н. с. лаборатории , к.м.н. (т. 917-10-60), 10ст. н. с. лаборатории, к.м.н. (т. 917-10-60)

Гигиенические требования к организации работы школ полного дня 

С использованием физиолого-гигиенических методов исследования в условиях естественного гигиенического эксперимента изучили различные варианты организации работы новых видов общеобразовательных учреждений – школ полного дня. Под наблюдением находились более 580 учащиеся 5 школ полного дня. Установили, что организация обучения детей в полнодневных школах в основном соответствует возрастным возможностям учащихся начальных и средних классов. Важное значение для поддержания умственной работоспособности, благоприятного эмоционального и психосоматического состояния имеют организация внутришкольной среды, включая участок школы, наличие условий для реализации дополнительного образования, двигательной активности детей, уединенного отдыха. Здоровьесбережению учащихся школ полного дня способствуют сокращение продолжительности уроков до 35 мин и организация дневного сна для первоклассников, сокращение наполняемости классов, проведение динамических занятий на воздухе в середине учебного дня (начальная школа) и прогулки после уроков, организация 3-разового питания, сбалансированный характер дополнительного образования, медико-психологическое сопровождение, оптимизация учебы и отдыха детей на протяжении учебного года.

Ключевые слова:  школы полного дня, физиолого-гигиенические методы

ЛИТЕРАТУРА
1. Баканов И. М. Гигиеническое обоснование двигательного режима учащихся начальных классов школ полного дня: Автореф. дис. ... канд. мед. наук. — М., 2007.
2. Вирабова А. Р., Кучма В. Р., Степанова М. И. Личностно ориентированное обучение детей и подростков: гигиенические проблемы и пути решения. — М., 2006.
3. Зверев А. Академия полного дня. — М., 2006.
4. Кирнасюк Е. В. Полупансион как современная технология формирования здоровьесберегающей среды младших школьников в условиях гимназического образования: Автореф. дис. ... канд. мед. наук — Оренбург, 2004.
5. Родионова Т. К., Хечанова Л. Е. // Сборник материалов 8-й Международной науч.-практ. конф. АПК и ПРО МПГУ. — М., 2004. — Ч. 2. — С. 36—39.
6. Сазанюк З. И. Гигиеническое значение организации внеучебного времени учащихся первых классов в условиях группы продленного дня: Автореф. дис. ... канд. мед. наук. — М., 1980.
7. Степанова М. И., Чайкин С. В. // Гиг. и сан. — 2004. — № 3. — С. 51—53.