Гигиена и санитария №2 2009

И. К. Рапопорт1, Е. Г. Бирюкова2
НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ГУ НЦЗД РАМН, Москва
1Ведущ. н.с. лаборатории изучения и прогнозирования состояния здоровья, факторов риска НИИ ГиОЗДиП НЦЗД РАМН, д.м.н. (т. 917-49-56), 2ст. н. с. НИИ профилактической педиатрии и восстановительного лечения, к.м.н.

Заболеваемость и проблемы медицинского обеспечения учащихся профессиональных училищ

В конце XX века была практически разрушена система медицинского обеспечения учащихся профессиональных училищ (ПУ), что привело к ухудшению их здоровья. Выявлен значительный рост в течение последних 10—12 лет распространенности среди учащихся функциональных отклонений и хронических заболеваний. В некоторых ПУ выявлены случаи профессионально-обусловленной патологии. Изучение неблагоприятного воздействия профессионально-производственных и психосоциальных факторов на здоровье подростков позволило обосновать общие и дифференцированные рекомендации по оптимизации процесса обучения, профилактике заболеваний и оздоровлению обучающихся в ПУ разного профиля.

Ключевые слова:  учащиеся профессиональных училищ, заболеваемость, система медицинского обеспечения, оптимизация процесса обучения, профилактика

ЛИТЕРАТУРА
1. Баранов А. А., Кучма В. Р., Сухарева Л. М. Медицинские и социальные аспекты адаптации современных подростков к условиям воспитания, обучения и трудовой деятельности: Руководство для врачей. — М., 2007.
2. Измеров Н. Ф., Каспаров А. А. Медицина труда. Введение в специальность: Пособие для последипломной подготовки врачей. — М., 2002.
3. Измеров Н. Ф. // Медицина труда и пром. экол. —2005. — № 11. — С. 3—9.
4. Медико-биологические и психосоциальные проблемы подросткового возраста (монография) / Под редакцией В. Р. Кучмы, Л. М. Сухаревой. — М., 2004.
5. МУ 2.4.6.-665—97. Медико-биологические критерии оценки условий труда с целью определения противопоказаний и показаний к применению труда подростков: Метод. указания. — М., 1997.
6. Перечень медицинских противопоказаний к работе и производственному обучению подростков (9 сборников по отраслям промышленности и сельского хозяйства). — М., 1988.
7. Рапопорт И. К. Теоретические и методические основы медицинской профессиональной ориентации подростков и молодежи в современных социально-экономических условиях: Автореф. дис. ... д-ра мед. наук. — М., 2000.
8. Рапопорт И. К., Бирюкова Е. Г. // Гиг. и сан. —2007. — № 1. — С. 67—70.
9. СанПиН 2.4.6.664—97. Гигиенические критерии допустимых условий и видов работ для профессионального обучения и труда подростков. — М., 1997.
10. СанПиН 2.2.2/2.4.1340—03. Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. — М., 2003.
11. СанПиН 2.4.3.1186—03. Санитарно-эпидемиологические требования к организации учебно-производственного процесса в образовательных учреждениях начального профессионального образования. — М., 2003.
12. Совершенствование медицинского обслуживания подростков старшего возраста и оптимизация условий обучения: Пособие для врачей. — М., 2005.
13. Сухарева Л. М., Павлович К. Э. // Экологические и гигиенические проблемы здоровья детей и подростков / Под ред. А. А. Баранова, Л. А. Щеплягиной. — М., 1998. — С. 261—288.
14. Шубочкина Е. И., Самотолкина Н. Г., Молчанова С. С. и др. // Экологические и гигиенические проблемы здоровья детей и подростков / Под ред. А. А. Баранова, Л. А. Щеплягиной. — М., 1998. — С. 289—300.