Гигиена и санитария №2 2009

Д. С. Надеждин1, И. К. Рапопорт2
НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ГУ НЦЗД РАМН, Москва
1Зав. лабораторией возрастной психофизиологии, охраны психического здоровья и психогигиены НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ГУ НЦЗД РАМН, к.м.н. (т. 8-499-764-95-97, 570-66-65), 2ведущ. н.с. лаборатории изучения и прогнозирования состояния здоровья, факторов риска НИИ ГиОЗДиП НЦЗД РАМН, д.м.н. (т. 917-49-56)

Состояние здоровья и особенности психического развития первоклассников

Задача исследования состояла в сравнительном анализе особенностей нервно-психической сферы первоклассников в конце 1-го года обучения в зависимости от результатов медицинского обследования и выводов о правильности поступления каждого ребенка в школу.
Исследовали когнитивные функции, психомоторику функциональную лабильность зрительного анализатора, отражающую степень утомления нервной системы школьника, показатели психосоциальной адаптации.
Полученные данные показали, что у первоклассников с ослабленным здоровьем нет различий с одноклассниками в проявлении когнитивных функций и в успеваемости. Однако у них проявились сниженная функциональная лабильность зрительного анализатора (большее утомление нервной системы), затруднения в принятии и выполнении скоростных решений, сниженная психосоциальная адаптированность.
Особенности психического развития первоклассников с ослабленным здоровьем ставит их в особые условия образовательного процесса, не способствующие улучшению здоровья.

Ключевые слова:  первоклассники, особенности психического развития

ЛИТЕРАТУРА
1. Баранов А. А., Кучма В. Р., Сухарева Л. М. и др. // Оценка состояния здоровья детей. Новые подходы к профилактической и оздоровительной работе в образовательных учреждениях: Руководство для врачей. — М., 2006. — С. 94—99.
2. Красноперова Н. А. // Дефектология. — 1998. — № 2. — С. 18—21.
3. Куинджи Н. Н., Степанова М. И., Сазанюк З. И. и др. // Вестн. РАМН. — 2003. — № 8. — С. 20—21.
4. Матвеев Е. В., Надеждин Д. С. // Мед. техника. — 1999. — № 1. — С. 15—19.
5. Надеждин Д. С. // Материалы Международного конгресса "Здоровье, обучение, воспитание детей и молодежи в XXI веке" 12—14 мая 2004 г. — М., 2004.
6. Надеждин Д. С. // Вопр. соврем. педиат. — 2006. — Т. 5, № 1. — С. 759.
7. Надеждин Д. С., Сахаров В. Г., Квасов Г. И. // Баранов А. А., Кучма В. Р., Сухарева Л. М. Медицинские и социальные аспекты адаптации современных подростков к условиям воспитания, обучения и трудовой деятельности: Руководство для врачей. — М., 2006. — С. 115—141.
8. Нейштадт Я. Э., Данциг И. М. и др. О методах определения зрительного утомления. Труды I конф. по физиол. оптике. — М., 1936.
9. Рапопорт И. К., Кучма В. Р. // Здоровье дошкольника. — 2008. — № 3. — С. 2—8.
10. Роженцов В. В., Полевщиков М. М., Шрага А. М. // Физическая культура, спорт и здоровье: Сборник науч. статей. — Йошкар-Ола, 1999. — С. 36—37.
11. Сухарева Л. М., Павлович К. Э. // Материалы VIII конгресса педиатров России "Современные проблемы профилактической педиатрии". — М., 2003. — С. 242.
12. Сухарева Л. М., Намазова Л. С., Рапопорт И. К. и др. // Сборник материалов X конгресса педиатров "Актуальные проблемы педиатрии". Москва, 5—9 февраля 2006 г. — М., 2006. — С. 783.
13. Сухарева Л. М., Надеждин Д. С. и др. // Сборник материалов конф. "Актуальные вопросы психогигиены и охраны психического здоровья детей и подростков". Москва, 24—25 октября 2007 г. — М., 2007.
14. Сухарева Л. М., Надеждин Д. С., Рапопорт И. К. // Материалы I конгресса Российского общества школьной и университетской медицины и здоровья. — М., 2008. — С. 168—169.
15. Сухарева Л. М., Намазова Л. С., Рапопорт И. К. и др. // XII конгресс педиатров "Актуальные проблемы педиатрии". — М., 2008. — С. 324.
16. Энциклопедия психологических тестов. Темперамент, характер, познавательные процессы. — М., 1997.