Гигиена и санитария №2 2009

П. И. Храмцов1, И. М. Баканов2
НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ГУ НЦЗД РАМН, Москва
1Зав. лаборатории новых технологий в гигиене детей и подростков НИИ ГУ НЦЗД РАМН, д.м.н. (т. 916-12-85; e-mail: pikhr@rambler.ru), 2аспирант НИИ ГиОЗДиП ГУ НЦЗД РАМН (т. 916-12-85)

Гигиеническая оценка организации двигательной активности учащихся начальных классов школ полного дня 

Изучали влияние режима с традиционной организацией двигательной активности, расширенного двигательного режима с дополнительными занятиями физической культурой, ритмикой и плаванием и двигательного режима профилактической и оздоровительной направленности "Школы здоровья", максимально интегрированного в образовательный процесс, на физическую работоспособность, жизненную емкость легких, силу мышц кистей рук, физическую подготовленность и неспецифическую резистентность 156 учащихся 1—2-х классов в динамике 2 лет наблюдения. Установили, что традиционный двигательный режим не обеспечивает достоверного повышения функциональных показателей. Более высокие темпы прироста исследуемых показателей отмечены у учащихся при расширенном двигательном режиме. Двигательный режим "Школы здоровья" с равномерным распределением двигательной активности в 1-й и 2-й половине дня, а также с преобладанием динамического компонента над статическим способствовал сохранению темпов прироста показателей и на 2-м году наблюдения, что указывает на развивающий характер этого режима. Разработали гигиенические рекомендации по оптимизации традиционного двигательного режима учащихся в школах полного дня.

Ключевые слова:  школы полного дня, двигательная активность, школы здоровья

ЛИТЕРАТУРА
1. Абросимова Л. И., Карасик В. Е. // Новые исследования по возрастной физиологии. — М., 1977. — Т. 2. — C. 285.
2. Кучма В. Р. Гигиена детей и подростков. — М., 2003.
3. Степанова М. И. Гигиенические основы организации начального обучения детей в современной школе: Автореф. дис. ... д-ра мед. наук. — М., 2003.
4. Сухарев А. Г. // Образование и воспитание детей и подростков: гигиенические проблемы. — М., 2002. — С. 335—337.
5. Booth M., Okely A. // Hlth Promot. J. Austr. — 2005. — Vol. 16, N 1. — Р.52—54.