Гигиена и санитария №2 2009

И. Ф. Тимербулатов1, Т. Р. Зулькарнаев2, Р. А. Ахметшина3, Е. А. Поварго4, А. Ш. Ямалетдинов5, Р. Ф. Тимербулатов6
ГОУ ВПО Башкирский государственный медицинский университет, Управление Федеральной службы по надзору в сфере прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан, Уфа
1старш. преп. кафедры общей гигиены с экологией с курсом гигиенических дисциплин МПФ БГМУ Росздрава (e-mail: IFTdoc@mail.ru), 2профессор, зав. кафедрой общей гигиены с экологией с курсом гигиенических дисциплин МПФ БГМУ Росздрава (т. 8(347)272-82-06), 3начальник отдела по контролю за условиями воспитания и обучения Управления Роспотребнадзора по РБ (т. 8(347)223-94-01), 4доцент каф. общей гигиены с экологией с курсом гигиенических дисциплин МПФ БГМУ Росздрава (т. 8(347)272-82-06), 5главный врач детской стоматологической поликлиники № 7 (8(347)235-79-12)

Гигиеническая оценка организации учебного процесса в общеобразовательных учреждениях крупного города 

Психическое здоровье подрастающего поколения — необходимое условие приобретения профессиональных знаний и трудовых навыков, социализации личности. Сохранение психического здоровья школьников, по мнению многих ученых, в значительной степени зависит от правильной организации учебного процесса и соблюдения гигиенических норм учебной деятельности. В результате проведенной оценки организации учебного процесса в различных типах общеобразовательных учебных заведений города выявили ряд несоответствий требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.1178—02, причем эти нарушения наиболее выражены в инновационных школах преимущественно гуманитарного направления (гимназии). Сравнительная оценка эмоционального состояния учащихся обследованных школ на основании изучения показателей тревожности и депрессии показала, что уровень психической дезадаптации учащихся инновационных школ достоверно выше, чем учащихся средних общеобразовательных школ. Психическая дезадаптация более выражена у учащихся гимназий, чем у лицеистов. Оценка влияния учебной нагрузки в обследованных школах на развитие психической дезадаптации учащихся подтвердила наличие прямой корреляционной связи с их эмоциональным состоянием по показателям тревожности и депрессии, что свидетельствует о существенной роли учебной нагрузки в формировании психической дезадаптации школьников, необходимости поиска наиболее эффективных и приемлемых механизмов ее оптимизации с целью профилактики психической дезадаптации школьников.

Ключевые слова:  организация учебного процесса, психическое здоровье школьников, дезадаптация, профилактика

ЛИТЕРАТУРА
1. Антропова М. В., Манке Г. Г., Бородкина Г. В. и др. // Здравоох. Рос. Федерации. — 1997. — № 3. — С. 29—33.
2. Бруй Б. П., Дмитриев В. И., Булыгин М. М. // Здравоохр. Рос. Федерации. — 1999. — № 2. — С. 41—47.
3. Вишневская Е. Л., Широкова Т. Н., Мирская Н. Б. и др. // Школа здоровья. — 1996. — Т. 3, № 4. — С. 98—99.
4. Глушкова Е. К., Доскин В. А., Сорокина Т. Н. // Психофизиологическое развитие и состояние психического здоровья детей и подростков. — М., 1987. — С. 153.
5. Громбах С. М. Школа и психическое здоровье учащихся. — М., 1988.
6. Жариков Н. М., Логинова М. С., Лебедев М. А. Пограничные нервно-психические расстройства. — М., 1983. — С. 54—57.
7. Калиберный В. В., Сайкинова Н. Н., Чернышова Э. С., Ткаченко М. Е. // Гигиена детей и подростков — важнейшее звено профилактической медицины. — М., 1989. — С. 97—98.
8. Каневская Л. Я., Шелонина О. А. // Школа здоровья. — 1996. — Т. 3, № 4. — С. 36.
9. Кучма В. Р. // Гиг. и сан. — 1996. — № 2. — С. 40—43.
10. Ляхович А. В., Маркова А. И. // Гиг. и сан. — 1994. — № 7. — С. 47—50.
11. Маймулов В. Г. Профилактика донозологических изменений в системе окружающая среда—здоровье населения. — СПб., 1991. — С. 19—24.
12. Мокеева М. М., Сетко Н. П., Бейлин С. М. // Актуальные вопросы психогигиены и охраны психического здоровья детей и подростков: Материалы Всероссийской науч.-практ. конф. с международным участием. — М., 2007. — С. 156—157.
13. Оценка здоровья детей и подростков при профилактических осмотрах: Руководство для врачей / Баранов А. А., Кучма В. Р., Сухарева Л. М. и др. — М., 2004.
14. СанПиН 2.4.2.1178—02. Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. — М., 2002.
15. Сердюковская Т. Н., Сапожникова Г. М., Белявская В. И., Шаршаткина Г. А. // Гиг. и сан. — 1993. — № 8. — С. 45—48.
16. Сухарев А. Г., Каневская Л. Я. Комплексная оценка условий воспитания и обучения детей и подростков в образовательном учреждении: Метод. пособие. — М., 2002.
17. Ястребов Г. Г., Ершова Т. Н., Новичкова П. И., Айдинов Г. В. // Региональные проблемы профилактической медицины: Международная конф. — Великий Новгород, 1999. — С. 9—10.
18. Der Karabetian A., Stephenson K., Poggi T. // Percept. Mot. Skills. — 1996. — Vol. 83, N 2. — P. 541—562.
19. Duncan D. F., Bomar G. J., Nicholson T. et al. // Psychol. Rep. — 1995. — Vol. 77, N 1. — P. 205—206.
20. Myrtek M., Weber D., Brugner G., Muller W. // Biol. Psychol. — 1996. — Vol. 42, N 3. — P. 379—391.