Гигиена и санитария №1 2010

О. Н. Родионов
Канд. мед. наук, главный врач медицинского Центра ОАО "Аэрофлот", Москва (tponomareva@aeroflot.ru)

ВЗАИМОСВЯЗЬ УТОМЛЕНИЯ И ОСОБЕННОСТЕЙ ПОЛЕТНОЙ СМЕНЫ ЛЕТНЫХ ЭКИПАЖЕЙ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

В статье рассмотрены вопросы развития утомления у пилотов гражданской авиации в зависимости от особенностей полетной смены, длительности полета, численности экипажа и количества ночных часов полета.
Величина полетного времени в течение 28 последовательных дней отрицательно сказывается на работоспособности пилотов при превышении 90 ч налета из-за накопленного утомления. Степень утомления командиров воздушных судов (КВС) на этапах "перед снижением" и "после посадки" зависит от продолжительности полетной смены, достигая максимума при полетах более 10—13 ч рабочего времени. Введение дополнительных членов экипажа при полетных сменах более 12 ч приводит к снижению степени утомления КВС.
По степени утомления КВС в зависимости от времени вылета и возращения, т. е. количества ночного времени в полетах, наиболее неблагоприятен ночной вылет и ночной прилет, за ним следуют ночной вылет и возвращение в дневное время, третье место занимают дневной вылет и возвращение в ночное время. Менее всего утомительны полеты с вылетом и возвращением в дневное время.
При ночном прилете наблюдаются самые большие степени интегрального утомления на этапах "перед снижением" и "после посадки", причем они мало связаны с продолжительностью полетной смены. Существующее положение о возможности использования таких полетов 3 раза подряд несет опасность развития хронического утомления. Предлагается разрешить не более 2 полетных смен подряд при ночном прилете.
Показано, что при разработке регламентов полетных смен необходимо обязательно учитывать фактор возможного развития утомления.

Ключевые слова:  гражданская авиация, полетная нагрузка экипажей, процессы утомления

ЛИТЕРАТУРА

1. Афанасьева Р. Ф. // Профессиональный риск / Под ред. Н. Ф. Измерова, Э. И. Денисова. — М., 2001. — С. 120—129.

2. Демидов Д. Н., Родионов О. Н. // Человек в экстремальных условиях: проблемы здоровья, адаптации и работоспособности. — М., 2002. — С. 126.

3. Каменский Ю. Н., Шахнарович В. М., Викторов В. С. и др. // Медико-профилактические проблемы охраны здоровья работающих на железнодорожном транспорте. — М., 2005. — С. 75—77.

4. Нерсесян Л. С. // Здравоохранение на железнодорожном транспорте государств-участников СНГ на современном этапе: теория и практика. — М., 2005. — С. 449—457.

5. Панкова В. Б., Родионов О. Н. // Актуальные пробл. транспортной мед. — 2008. — № 2 (12). — С. 31—34.

6. Родионов О. Н. // Гиг. и сан. — 2008. — № 4. — С. 41—45.

7. Родионов О. Н. // Медицина труда и пром. экол. — 2008. — № 4. — С. 43—47.

8. Родионов О. Н. // Сборник науч.-практ. работ ФГУП ВНИИЖГ Роспотребнадзора "Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия на объектах транспорта Российской Федерации". — М., 2008. — С. 134—137.

9. Цфасман А. З. // Железнодорожная мед. — 2002. — № 3. — С. 9—40.

10. Экспертная оценка мероприятий, направленных на оптимизацию режима труда членов экипажей воздушных судов в условиях продолжительного полета. — Отчет НИИ медицины труда Российской академии медицинских наук. — М., 2001.

11. Band P. R. Study of Markers of Cosmic Radiation Exposure and Effect mong Flight Crews. — 2001.

12. Goode J. H. // J. Safety Res. — 2003. — Vol. 34, N 3. — P. 309—313.

13. Roach G. D. et al. // Aviat. Space Environ. Med. — 2002. — Vol. 73. — P. 1153—1160.