Гигиена и санитария №3 2010

Т. П. Бартош, О. П. Бартош
Научно-исследовательский центр "Арктика" ДВО РАН, Магадан

Информация для контакта:  Бартош Т. П. — канд. биол. наук, доц., вед. науч. сотр. лаб. физиологии экстремальных состояний (sofi@online.magadan.su); Бартош О. П. — канд. биол. наук, науч. сотр. лаб. физиологии экстремальных состояний (Arktika@online.magadan.su)

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ И СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ

В статье рассматриваются особенности психоэмоциональной сферы, свойства нервной системы и психофизиологических реакций у учителей, проживающих в различных районах Крайнего северо-востока России. Показано, что учителя Магаданской области характеризуются высоким психоэмоциональным напряжением, слабостью, инертностью, неуравновешенностью нервных процессов. В отдаленном поселке Эвенск при суровости природно-климатических и социальных условий более выражены астенизация, тревожность и невротические состояния на фоне снижения функционального состояния центральной нервной системы.

Ключевые слова:   учителя, Север, свойства нервной системы, психоэмоциональная сфера

ЛИТЕРАТУРА

1. Вассерман Л. И., Щелкова О. Ю. Медицинская психодиагностика: теория, практика, обучение. — СПб., 2003.

2. Гурвич И. Н. // Вестн. гипнол. и психотер. — 1992. — № 3. — С. 46—53.

3. Жукова Л. В. // Педагог. обозр. — 2003. — № 33. — С. 8—9.

4. Кузнецова С. А. // Материалы Международной конф. "Образование на Севере: проблемы и перспектива" 11—13 июня. — Магадан, 2002. — С. 43— 44.

5. Лазарус Р. // Эмоциональный стресс: Пер. с англ. — М., 1970. — С. 178—208.

6. Марютина Т. М., Ермолаев О. Ю. Введение в психофизиологию. — М., 2004.

7. Митина Л. М. // Вестн. образования России. — 2005. — № 8. — С. 33—49.

8. Нейрофизиологические исследования в экспертизе трудоспособности / Под ред. А. М. Зимкиной, В. И. Климовой-Черкасовой. — Л., 1978.

9. Сергеева И. В. Психическое здоровье учителя как условие здоровья подрастающего поколения http:// www.rusnauka.com/Psyhology/49.html.