Российский педиатрический журнал №1 2008

Панков Д. Д., Аксенова Н. С., Панкова Т. Б., Петровичева Н. Л.

Семиотика соматических и психоневрологических расстройств у детей с преморбидными состояниями  

Целью данной работы являлось изучить семиотику пограничных состояний, проецирующихся на 2-ю и 3-ю группы здоровья (по классификации, состоящей из 5 групп согласно приказу Минздрава РФ № 621 от 30.12.03) школьников, и ранжировать ее в зависимости от частоты встречаемости. С этой целью было обследовано 285 школьников с 6-го по 11-й класс из трех округов Москвы. Обследование включало осмотр врачами разного профиля, по показаниям — электрофизиологическую и ультразвуковую диагностику. Полученные в процессе обследования данные обрабатывались по системе "Москва". Кроме того, 51 школьник был обследован с помощью экспресс-теста "Характер личности" (разработчики Д. Д. Панков, Т. А. Бородулина) по выявлению акцентуированных черт характера личности. Полученные в процессе этого исследования данные позволяют выделить в рамках пограничных (преморбидных) состояний целый ряд симптомокомплексов, встречающихся у посещающих школу детей и подростков. Наиболее частыми из них являются те, которые имеют отношение к конституции организма. Из раздела, посвященного негативным, обусловленным наличием патогенетических механизмов симптомокомплексам, видно, что синдромологическая диагностика пограничных состояний требует уделения значительно большего внимания жалобам и объективной микросимптоматике, чем мы привыкли уделять при осмотре реципиентов из 2-й группы здоровья. И принципиально новым положением является необходимость выделять позитивные симптомы, отражающие активность саногенетической системы. Прежде всего здесь речь идет о симпатикотонии. Есть основание полагать, что из-за неправильного понимания многими врачами роли стоящих за этими симптомами механизмов мы имеем на сегодняшний день неоправданную гипердиагностику вегетативной дистонии в качестве клинически негативного проявления.