Страница статьи

ОСОБЕННОСТИ ВЕГЕТАТИВНОГО И ТИРЕОИДНОГО СТАТУСА У ШКОЛЬНИКОВ ПРИ РАЗЛИЧНОЙ НАПРЯЖЁННОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА


DOI:

Полный текст:


Аннотация

Введение. Высокие нагрузки, интенсификация обучения, характеризующие современный образовательный процесс, способствуют негативной динамике показателей здоровья современных школьников. Материал и методы. Объекты исследования - школы с различной напряжённостью учебного процесса, учащиеся школ. Гигиеническая оценка образовательного процесса проведена с учётом требований СанПиН 2.4.2.2821-10. Выполнен анализ данных анкетирования, лабораторных исследований, электрокардиографии, кардиоинтервалографии и ультразвукового сканирования щитовидной железы. Результаты. При сопоставительной гигиенической оценке режимов образовательного процесса, в школе с углублённым изучением предметов физико-математического цикла установлено сокращение продолжительности малых перемен, превышение объёма дневной и недельной учебной нагрузки до 20,0%. Для учащихся профильных школ характерны большие затраты времени на выполнение домашних заданий, менее продолжительный сон, высокая вовлечённость в дополнительный образовательный процесс. У учеников физико-математической школы в 1,7 раза чаще встречались аритмии с увеличением относительного риска до 4,6 раза. У 50% школьников, обучающихся по углублённой программе, установлена повышенная активность симпатического отдела вегетативной нервной системы. Нарушения объёма и структуры щитовидной железы встречались до 2,6 раза чаще, повышен в 5,7 раза относительный риск активации синтеза антител к тиреоглобулину и тиреопероксидазе. Установлены связи между уровнем кортизола в крови и частотой регистрации аритмий, степенью активации антителообразования, параметрами щитовидной железы. Обсуждение. Полученные данные согласуются с результатами отечественных исследований и могут послужить основанием для расширения перечня исследований при проведении профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних. Выводы. В учебных учреждениях с углублённым изучением предметов физико-математического цикла образовательный процесс является более напряжённым, что приводит к активации симпатического отдела вегетативной нервной системы, увеличению риска развития вегетативных дисфункций, аритмий и нарушений тиреоидного статуса.


Для цитирования:

For citation:

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 3.0 License.

ISSN: (Print)
ISSN: (Online)