ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС И ЗДОРОВЬЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
DOI: https://doi.org/10.33029/0016-9900-2020-99-2-163-168
Аннотация
Введение. Вузовская педагогическая деятельность и неблагоприятные факторы, характерные для образовательного процесса, оказывают негативное влияние на здоровье преподавателей, что отражается на их заболеваемости.
Цель исследования – оценить влияние профессиональной деятельности на резистентность организма преподавателей медицинского вуза.
Материал и методы. Объекты исследования: преподаватели медицинского университета Караганды трёх возрастных категорий (до 30 лет, 30–49 лет и 50 лет и более). Анализ заболеваемости проводился по листкам временной нетрудоспособности. Социологический опрос проводился по анкетам оценки профилактической, медицинской активности и самооценки собственного здоровья преподавателей. Статистическая обработка – с помощью программы Statistica 8.0.
Результаты. Выявлено, что уровень заболеваемости преподавателей вуза с временной утратой трудоспособности из-за недоучтённых случаев заболеваний носит скрытый (латентный) характер. Анкетный опрос выявил у 66,6 ÷ 85% опрошенных наличие проблем со здоровьем. Состояние своего здоровья только половина опрошенных (55,6 ÷ 45,7%) оценивали как хорошее, но с возрастом эта оценка уменьшалась (21,9%). В структуре заболеваний по нозологиям у преподавателей медицинского вуза во второй и третьей возрастных группах (30–49 лет и 50 лет и более) приоритетными отмечались заболевания сердечно-сосудистой системы (52,6 и 61,9% соответственно), опорно-двигательного аппарата (55,3 и 47,6%), пищеварительной системы (36,4 ÷ 42,9%). Основными причинами низкого уровня здоровья и высокой заболеваемости преподавателей-медиков были: недостаточная двигательная активность, нерациональное питание, недостаточное внимание к собственному здоровью, несоблюдение лечебно-профилактических рекомендаций, самолечение.
Заключение. Оценка резистентности организма преподавателей вузов по показателям заболеваемости с временной утратой трудоспособности, основанная на учёте листков нетрудоспособности, не может быть достоверным критерием. Использование социологических методов анкетного опроса позволяет получить достоверную информацию об истинных размерах заболеваемости, выявить причины, обусловливающие их рост, а также может являться вспомогательным инструментом при разработке медико-профилактических мероприятий, направленных на сохранение здоровья преподавателей вузов.
Для цитирования: Смагулов Н.К., Евневич А.М., Адилбекова А.А., Гитенис Н.В. Образовательный процесс и здоровье преподавателей медицинского университета. Гигиена и санитария. 2020; 99 (2): 163-168. DOI: https://doi.org/10.33029/0016-9900-2020-99-2-163-168
For citation: Smagulov N.K., Evnevich A.M., Adilbekova A.A., Gitenis N.V. Educational process and health of medical university teachers. Gigiena i Sanitaria (Hygieneand Sanitation, Russian journal). 2020; 99(2): 163-168. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.33029/0016-9900-2020-99-2-163-168
Обратные ссылки
- Обратные ссылки не определены

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 3.0 License.
ISSN: 0016-9900 (Print)
ISSN: (Online)