Страница статьи

Особенности восприятия, осознания и формирования внутренней картины болезни у девочек и мальчиков


DOI:

Полный текст:


Аннотация

В статье приведены данные исследования восприятия и осознания болезни у девочек и мальчиков, выявлены отличительные от взрослых людей особенности формирования внутренней картины болезни. Представлена модель составляющих внутренней картины болезни ребенка как система факторов положительного и отрицательного влияния. Представлена структура отношения к здоровью, включающая когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты. У больных детей выделены половые и гендерные различия в реагировании на болезнь, проявляющиеся в том, что девочки адекватнее воспринимают госпитализацию, быстрее адаптируются к новым жизненным условиям и новому жизненному стереотипу, хотя чаще испытывают опасения за будущее. Описаны признаки образов здоровья и болезни девочек, характеризующиеся эмоциональными, а мальчиков - инструментально-деятельностными и предметно-конкретными признаками, что обусловливает их поведенческий репертуар. Для девочек более значим социальный аспект в разрушении здоровья, чем физиологический, для мальчиков эти аспекты равноценны. Представления о болезни, их интеллектуальная и эмоциональная переработка у девочек более объективны. Отдельным пунктом исследования стало выявление внутрисемейных отношений и отношений здоровых/больных детей с родителями и родителей с детьми, детерминируемых своеобразием нозологии детей. Выявлено, что родительская оценка отношений к ребенку находится в зависимости от пола родителей и связана с полом ребенка, что связано с социально-гендерными ролями мужчин и женщин, а не с их индивидуально-психологическими особенностями. Реакции родителей на прогноз заболевания проходят несколько стадий, при этом поведение матери и отца различно. Матери больных детей быстрее, чем отцы, меняют свое отношение к создавшейся ситуации и играют основную роль в поддержании надежды на выздоровление у детей, помогают адаптироваться им к новым жизненным условиям.


Для цитирования:

For citation:

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 3.0 License.

ISSN: (Print)
ISSN: (Online)